diana_ledi: (Книга)
[personal profile] diana_ledi
ПЕТЬКА

Петька примчался ко мне за тридцать километров. В чем стоял, в том примчался - грязных шортах и клетчатой рубашке, которую я ему когда-то подарила.
Ну, это сначала он стоял, когда дед начал его лупить солдатским ремнем, потом пробовал бежать, потом упал и был лупим, потом был привязан к кровати и продолжал лупимым быть.
Потом он освободился, удрал и на попутках примчался в мой дом. Добрые дальнобои накормили Петьку в дороге. Добрые дядьки-дальнобои спрашивали у Петьки - чей ремень оставил следы.
- Дедов... - отвечал Петька, жуя хлеб с колбасой.
На голых ногах и руках вспухали багровые полосы. Петька был отправлен в ванну, снял грязную сорочку, и я увидела такие же багровые рубцы на спине.

Потом я бежала к телефону - сообщить Петькиной семье, что с ним-де все в порядке. Петькина мать попросила - пусть он поживет у меня несколько дней, пока дед отойдет от гнева.
Петькина мать одна воспитывала четверых детей. От мужа она ушла, когда ей надоело быть битой.
Отец и мать приняли ее из милости. Разведенка, да еще с четырьмя детьми - это позор и обуза для семьи. Из милости была выделена для них хибарка, которая именовалась летней кухней. И - живите как хотите.
- Твоих детей кормить не буду. - сказала ей мать.
Петька был старшим, и понимал, что мама детей не прокормит. Дети голодали по нескольку дней, пока мама пыталась удержаться одновременно на двух работах - уборщицей она трудилась и вахтером.
Голодать становилось совсем трудно, когда из раскрытой кухонной форточки дома деда и бабки долетал запах жареных котлет. Дед и бабка работали на мясокомбинате - и мясом были забиты два холодильника. Один стоял в кухне, второй - на веранде.
Дети лопали пустую кашу, иногда с килькой. Хлеб ели не каждый день.
Вот в этот второй холодильник Петька и влез, пока мама его была на смене. Младшие дети просили кушать. Петька сам кушать хотел.
Холодильник похудел на шмат мяса. Петька, умный герой, увел младших в посадку - и мясо там зажарил на костре. Проезжающий мимо сосед тут же доложил деду, что его малЫе балуются с огнем и кого-то жарят - дух на все поле! Петька был найден и бит.
... Петьку, чистого и переодетого в новые классные пацанские шмотки, забрала торжественно мама. Она приехала через четыре дня. Уверила Петьку, что дед уже не злится. И даже пообещал давать детям мяса. И даже! Даже дал стакан крупы и буханку хлеба.
Мама со слезами на глазах благодарила меня, Петька уходил не оборачиваясь.

Я долго рассматривала акварели и рисунки, которые он оставил мне - Петька был талантлив.
Через полчаса мы обнаружили, что вместе с Петькой ушли полторы сотни гривен (сумма по тем временам не слишком маленькая) и некоторые ценные украшения.

Петька уже умел воровать. А дело это такое - начнешь, не остановишься.


ВАСЬКА

Вася воровать не хотел. И не мог он этого хотеть - любимый младший сын мамы и папы, самый красивый и ласковый внук бабушки. А старшие два брата за Васькину обиду шли в драку без особых распросов - кто там прав, а кто виноват.
Папа попивал, но так, иногда - хрупкая мама мощно держала всех четверых своих мужчин в маленьких ручках, и баловаться не позволяла никому. И порядок в доме был идеальный - все успевала хрупкая мама.
А потом мама умерла. Ваське было четыре года... Старшие братья плакали, а он ничего не понимал. Как это - мамы нет?
Ну, оно потом доходит. Даже взрослые не всегда понимают - как это - мамы нет?.
Папа растерялся и запил. Его не торопились увольнять - вдовец все же. Но настал момент, когда работодатель не выдержал, уволил - и дальше папа пил безудержно, пропивая сиротское пособие на пацанов.
Пацаны папу уважали, находили его под заборами, несли домой и укладывали спать.

Поразмыслив, начали зарабатывать.
Старшие братья зарабатывали сбором металлолома. И рыбу ловили, но не удочкой, конечно - сетка и "паучок".
И скоро были приодеты, приобуты, и Ваську в первую очередь - а как же!
И сигареты пацаны покупали себе козырные, а Ваське - мороженое! Дорогое, не Пломбир какой.

А там, где металл, там соблазн. И рыбы больше кажется в соседнем "паучке". И стали старшие брать то, что плохо лежит - трубы там соседские, люки общественные. И рыбу в соседнем "паучке", а как же.
А Васька вырос, уже девятый год - пора к делу приобщаться.
А он то ли не захотел - в общем, бит был, и к нам среди ночи прибежал.
Ну, как обычно. Достала я раскладушку из-за шкафа - и Ваську на ней положила.
Васька жил да был недели две, а я все это время вела переговоры с братьями, и семейным кланом.
Переговоры закончились удачно. Папа был отрезвлен и бабушкой по морде бит. Ваську торжественно вернули в лоно семьи. Братья обещали пацана не трогать - и было видно, что соскучились.


ВАЛЕРКА

Валерка был совершенным истериком. И то понятно - там все на нервах, и мама, и бабка, и отчим, и тетка. И если где случался шум, звон окон, или скандал - понятно, что инициатор - Валерка. Я была пионервожатой в его классе, и весь класс знал, что никто не смеет приближаться к моей руке, когда мы шли в столовую. Только Валеркина ладошка должна держаться за мою. Бороться с этим было невозможно. Валерка справедливость не признавал, и бил посягателя на мою ладошку, а потом качался в истерике.

Бороться с Валеркой могла только моя мама, завуч нашей школы. Но мама могла бороться с кем угодно. Да она и не боролась в общем-то.
Когда она выплывала из учительской и ледоколом эдаким начинала рассекать бурные воды школы - визжащее, кричащее, прыгающее, дергающее за косички штормовое море мгновенно превращалось в штиль...
- Почему они тебя так боятся? - спрашивала я.
- Я им потачек не даю. - отвечала мама.
Хулиганы боялись её до бледности и полного успокоения в штормах своего хулиганства.
Но они же к ней  первой шли, если случалось что-то.
И тогда доставалась из-за шкафа раскладушка - а мама отправлялась на переговоры с родителями, как правило, тоже своими бывшими учениками.

Валерка тоже спал на этой раскладушке, примчавшись в истерике, избитый отчимом. Мама успокаивала его истерику одним взглядом, а потом шла к семье - чтобы так же, одним взглядом, успокоить истерику маман и отчима.


САНЕК

Санька не воровал и не хулиганил. Зачем? У Саньки была для этого команда, которой он правил в абсолюте. И произвола не было в команде, а была только хитрость.
- Чем он берет их, что они ему так преданы? - спрашивала я у мамы.
- Я расскажу - чем. Он начинает, конечно, со стартового капитала. И покупает, к примеру, красивый ножик перочинный. Закапывает его неглубоко под дерево, а потом идет с нужным ему пацаном гулять. Рассказывает что-то пацану, придя под дерево, а сам ногой землю буцает. Когда ножичек блеснет - наклоняется, разгребает... У пацана глаза горят - вот это находка! А Саня говорит - "он тебе нравится? Дарю!" Все! Пацан предан ему до гроба, и всем рассказывает о Санькиной великодушности и щедрости. И о святой мужской дружбе.

Но дружбу и сам Санек понимал абсолютно.
Когда Валерку и Андрюху за хулиганство отец и отчим решили наказать - обрить налысо, так Санек собрал пацанов и привел к отцам этим. И эту картину надо было снимать на кино.
Андрюха и Валерка рыдали, запертые, прощались с шевелюрами. А дело было как раз в такой период моды, когда бритые наголо пацанячьи головы считались исключительным позором.
Отцы сурово пили на кухне - готовясь к экзекуции брития.
А команда пацанов под предводительством Санька и сам Санек стояли перед отцами на коленях.

Не помогло! И пацаны, Валерка да Андрюшка, были обриты наголо. В школу идти невозможно - такого позора не вынесет никто.
Но отцы утром проконтролировали лично - наличие портфелей, повязанность пионерских галстуков. Пацаны, опустив головы, шли в школу. Отцы смотрели вослед, и стыдно было им за свою суровость.

За углом пацанов ждал Санек. Позор члена команды - мой позор! Таким был его девиз.
У Санька готов был резервный план.
Вечером пацаны домой не вернулись. До школы, как оказалось, они утром не дошли.
Два дня команда не сдавалась. Их пытали в семьях, в учительской - и представитель районной детской комнат милиции стращал самыми страшными страхами юных партизанов. На третий день по еле заметному кивку Санька - команда дружно разревелась и сдала своих друзей.
Валерка и Андрюха уехали в Башкирию - кататься на конях. И возвратиться обещали, когда отрастут волосы.
Отцы протрезвели мгновенно, и были подавлены и угрюмы. Матери рыдали. Представитель детской комнаты милиции кричал:
- Спокойно! Мы заявляем во всесоюзный розыск! Мы их быстро найдем!
Мама моя была задумчивой. Она единственная заметила еле заметный кивок Санька - команду на "сдачу".
Фотографии пацанов летели в Башкирию. Обе матери заявили отцам о разводе - в случае, если пацаны не появятся через три дня.
Пацанов искали две недели. Время от времени мама ловила взгляд Санька и спрашивала:
- Ты еще ничего не решил?
Санек пришел сдаваться сам, без команды. Он говорил - мама слушала. Все эти две недели Андрюха и Валерка прятались в пещере гранитного карьера. Самая глубокая пещера, входить в нее можно было только спустившись на веревке по отвесным гранитным стенам. Выйти? Выйти можно, если прыгнуть в озеро, что постепенно начинало заполнять тот карьер. Две недели пацаны доставляли им еду и воду. Кто знал? Вся школа знала. Никто не сдал.
А то! Суровых отцов нужно воспитывать. Вся школа понимала, какой это позор - обритый наголо пацан.
- Они даже уроки там делали! - божился Санек.
Мама сдерживала улыбку. Она не сомневалась - конечно, делали...

Мама пошла парламентером к родителям.
- Только не бейте и не брейте! - так закончила она повесть о башкирцах, скрывающихся в пещере.

Какой там! Вернувшимся пацанам целовали ноги измученные мамы, а отцы, напившись, как положено, тихо плакали.
Санек скромно улыбался.

- Мама, - спросила я. - Почему они так тебя уважают?
- Я им никогда не верю. - ответила мама. - Глядя в эти честные синие глаза - главное, не верить. Это ж пацаны!



... я помню эти синие Васькины, карие Андрюхины и Петькины, серые Валеркины и Саньковы глаза.
У меня много баек есть о этих, и других пацанах. Их много пряталось в нашем доме от суровой правды жизни.
Это были классные пацаны.

Они давно выросли.
Андрюха спился.
Валерка пошел на третий срок - уже убийство.
Петька вскоре пошел по подростковым колониям. Сейчас - во взрослой.
Санек... Санек не вырос. Его привезли в закрытом гробу из Карабаха.




This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

diana_ledi: (Default)
diana_ledi

July 2013

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617 181920
21222324252627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 30th, 2025 04:54 am
Powered by Dreamwidth Studios